А специально для тех, кто в течение последней недели на вопрос "ты где?" получал ответ "я в сказке", рассказываю)) На прошлой неделе в Москве прошли курсы повышения квалификации "Искусство классической гитары", организованные ММАГИ и творческим объединением "Арт плюс". Пять прекрасных июньских дней преподаватели классической гитары из разных уголков России утоляли профессиональный информационный голод. Вместе с Андреем Чернышёвым, преподавателем Академии имени Маймонида РГУ имени А.Н. Косыгина, мы совершили глубокое путешествие в эпоху Ренессанса и Барокко, поговорили об исторических и родственных инструментах (с чудесной шуткой на тему модификации палки со струнами😄), полифонических формах музыки и репертуаре XVI-XVIII столетий, а также научились читать старинные табулатуры со всеми оригинальными особенностями исполнения, позже на мастер-классе убедившись в необходимости этого навыка, ибо в современных переложениях музыки тех времëн зачастую бывают неточности. (А вы знали, что на земле существует место, в котором ренессансная гитара сохранилась почти в неизменном виде, с оригинальным строем и количеством струн, и активно используется по сей день?😉) О классической гитаре в контексте музыкальной культуры XIX-XX столетий, романтической гитарной музыке, репертуаре и любопытных нюансах его исполнения поведал Антон Баранов, попутно снабдив упражнениями, рекомендациями интересных композиций и исполнив потрясающее переложение русской классики. Отдельно хочется отметить мастер-класс, на котором активная плодотворная работа над произведением умело сочеталась с педагогической чуткостью и созданием комфортной атмосферы для ученика. (А ещё я выяснила, что моя вынужденная аппликатура m-а-e (в связи с травмой указательного пальца) на конкурсе в Вильнюсе была весьма аутентичной, ибо исполнители музыки тех времён использовали все десять пальцев. Развиваем мизинец, ребята!😁) Ася Селютина затронула проблему динамического баланса и особенностей тембрового сочетания гитары с различными инструментами в камерном ансамбле, рассказала о тонкостях ансамблевого исполнительства, репертуаре и провела блестящий мастер-класс с гитарой и флейтой и дуэтом молодых гитаристов. (Не часто выпадает возможность наблюдать мастер-класс такого уровня именно по ансамблевой работе, а ведь это очень важная сфера в преподавании. Подчерпнула для себя много хороших моментов). Никита Болдырев окунул наши классические уши в джаз, рассказал об основах аранжировки, фингерстайле в джазовой музыке, импровизации, особенностях ритмической пульсации (в том числе дал несколько классных упражнений под метроном), а также о приёмах, что входят в "рацион классической гитары" (уж больно фразеологизм мне понравился, буду использовать). А для заинтересованных готовится совместный курс Никиты Болдырева и Александра Виницкого о классической гитаре в джазе, следите за новостями😉) И едва слушателям начало казаться, что теперь-то с ритмами всё понятно, как появился Глеб Окунев, лауреат международных конкурсов и фестивалей фламенко, и перевернул представление о ритме вообще. (И если двенадцатидольные булериас и алегриас в моём репертуаре присутствуют, то свободные стили фламенко стали для меня открытием)). Очень интересная лекция с мастер-классом о стилях и приёмах, заимствованных из неакадемических жанров, звукоизвлечении, технике и гармонии фламенко. Андрей Рейн, доцент кафедры оперно-симфонического дирижирования Российской Академии музыки имени Гнесиных, поднял тему концертов для гитары с оркестром, репертуара, гитарных оркестров, проблем динамического баланса и - самое важное - отсутствия практики гитары с оркестром/концертмейстером в учебных заведениях, что ведёт впоследствии к отсутствию у гитаристов навыка работы с оркестром вообще (а навык затем становится необходимым...) Чарующая, поистине волшебная лекция Евгения Финкельштейна о самом важном - о том, что делает исполнение именно Музыкой, а не набором идеально сыгранных нот - теперь занимает почётное место в центре моего рабочего стола, потому что я буду возвращаться к ней снова и снова за вдохновением в принятии решений и истинным наслаждением от исполнения. (И потрясающим чувством юмора лектора, конечно)) Дмитрий Бородаев, преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И Чайковского и президент ММАГИ, подобрал и раскрыл темы, которыми я давно горю - о звуке как феномене музыкального языка и о психологических особенностях его восприятия, о взаимосвязи музыкальной формы и драматургии, композиционных приёмах, искусстве инструментовки, о творческом контакте с учеником и принципах подбора репертуара, профессиональном выгорании артиста и педагога, а также провёл несколько мастер-классов, затронув вопросы не только непосредственной работы над произведением, но и страха перед сценой, выражения эмоций исполнителем и восприятие их публикой, проблемы зажимов и расслабления, дыхания, движения и тонкой когнитивной работы с учеником. Хочется выразить огромную благодарность лекторам за опыт, которым они поделились, и тот огонь, который горит в каждом из них и зажигает нас. История классической гитары пишется сейчас, и в России она пишется нами - исполнителями, что берут награды на международных конкурсах, композиторами, что пополняют репертуар произведениями для гитары соло, ансамблей и оркестров, и педагогами, что разрабатывают методические материалы, создают собственные школы или преподают в государственных, а главное - обучают юных гитаристов. А потому отдельная - необъятная! - благодарность Дмитрию Бородаеву и команде ММАГИ за организацию, а главное, идею объединить гитаристов России на одной площадке для обмена знаниями, опытом, педагогическими и творческими наработками, репертуаром и нюансами исполнительского мастерства. Было очень здорово! С нетерпением жду следующего года😊 #ммаги #классическаягитара

Теги других блогов: музыка курсы гитара